Биографические сведения
29 ноября 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения
Гавриила Троепольского
Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) родился в селе
Ново- Спасское
на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии
(ныне  - село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области).
У сельского священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены
Гавриловны было шестеро детей. В доме Троепольских любили сельский труд 
- работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу.
По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех
средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса),
продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил
в Новохоперске же последний класс. Уже со средним образованием он поступает
в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебского
уезда).
По окончании училища (1924) Г. Троепольский учительствовал недалеко
от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил
возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником,
а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной
опытной станции.
С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным
пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий
Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам;
здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован
в Центральной Черноземной зоне (“Острогожское-9”). Материалы наблюдений
и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких
научных работах.
Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом
городе Острогожске. Лишь в 1959 году, уже будучи профессиональным писателем,
Г. Троепольский переехал в Воронеж.
Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе
он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины
деревенского быта, и десятилетия спустя в роман “Чернозем” вошли и строки
шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.
На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе
Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей
любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский
объяснял, что стал писателем под его влиянием: "...я вряд ли стал бы писателем,
если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать
над прочитанным".
Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю
Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме
и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.
В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал
свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный
по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись,
“а писать вам надо обязательно”. Видимо, разглядел Никандров в молодом
Троепольском человеке, способного к серьезной взыскательной самооценке,
к честному обращению со словом. И не ошибся.
В 1938 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”
за подписью Т. Лирваг (читай наоборот: Гаврил Т.). Это была
первая публикация Троепольского-писателя, но переиздавать этот рассказ
Троепольский никогда не станет. У этого начала, исполненного в духе популярных
представлений о жизни и литературе, продолжения не будет.
Как вспоминал потом писатель, "чем больше я перечитывал тогда рассказ, тем
меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз
в это время я увлёкся селекционным отбором проса". Троепольский трудился
на Острогожском сортоиспытательном участке: за короткое время вывел восемь
сортов проса и опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам
селекции.
Истинное литературное начало произойдет много позднее. Осенью пятьдесят
второго года в журнале “Новый мир” из редакционной почты извлекут рассказ
про Никишку Болтушка и запросят у автора продолжение. И в Острогожск придет
первое письмо Александра Твардовского. Оно подтвердит: “это написано хорошо”.
(Из вступительной статьи Игоря Дедкова “Во имя жизни”
к трехтомнику сочинений лауреата Государственной премии СССР Гавриила
Троепольского).
«Вспашка зяби закончена.
Кому как, а мне эти три слова нравятся
до невозможности. Значит, сделано все: убрано, обмолочено, сложена солома,
все взлущено и вспахано - все, все!»
Редкий писатель так произнесет эти простые
слова крестьянского обихода. Да и писателя они разве, не колхозного председателя
какого-нибудь, не агронома ли?
Писателя и агронома.
«Мне много приходится разъезжать по колхозам»
— так начинались «Записки агронома», напечатанные в журнале «Новый мир»
в 1953 году. Вскоре придет черед «запискам» хозяина Бима, а «тетради охотника»
образовали повесть «В камышах»(1963).
«Жить жизнью народа  - его горестями
и радостями  - это самая большая правда для литератора», — сказал как-то
Троепольский. Это не пустые слова, не декламация. Писателю не приходилось
заниматься «изучением жизни». Он имел право пошутить над коллегами: «Не
представляю, как изучать восход солнца, если десять лет подряд писатель
вставал позже восхода?»
"Записки агронома" Троепольского были опубликованы в 1953
году в №3 журнала "Новый мир" что принесло автору всесоюзную
известность. Хотя Воронежский обком партии признал записки очернительскими
и злопыхательскими. Неодобрительно поначалу о сатирических рассказах
Троепольского отозвался Валентин Овечкин. А.Т. Твардовский поддержал
произведение не юного годами, но смелого автора, и с тех пор в течение
многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в "Новом мире"; до
самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба,
окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего "Бима" Троепольский
посвятил памяти Александра Трифоновича.
В разные годы в "Новом мире" печатались такие произведения
Троепольского: "Один день. Из записок агронома"(1954); "У
крутого яра"(1954), "Митрич"(1955), "Кандидат наук"(1958),
"В камышах. Из тетради охотника"(1963), очерк "О реках,
почвах и прочем"(1965)
Повесть "Белый Бим, черное ухо"(1971) Первое чтение прошло
в редакции Острогожской "Новой жизни" на занятии литературной
группы "Острогожские родники".
"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые
будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то
детьми". Так написал Гавриил Николаевич Троепольский.
Писатель был удостоен Государственной премии за повесть, в 1976 Станислав
Ростоцкий снял фильм, который, в свою очередь, был удостоен Ленинской
премии.
Повесть "Белый Бим Черное Ухо" переведна на многие языки мира. Книга Троепольского
входит в обязательную программу американских колледжей.
Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра
кукол, установлен памятник Биму(авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов,
лауреаты Государственной премии России).
"Жизнь идет, — говорил писатель, — жизнь идет, потому
что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие
надежду".
Обещанием читателям, порукой, зароком, обращением к собратьям по перу
звучат слова Г. Троепольского: «только правда, только честь, только
чистая совесть, и обо всем этом — слово».
Книги писателя переведены на 52 языка. В 1994 году его произведения
изданы в США в серии "Классики".
При подготовке страницы использованы материалы сайтов
www.ruscenter.ru и
www.ostrogozhsk.ru
^ вернуться к началу статьи ^
вернуться к предыдущей странице